no copi

воскресенье, 9 января 2011 г.

* Апостол, первомученик и архидиакон Стефан *

*
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан
 *
Апостол, первомученик и архидиакон Стефан
(ок. 34 г.).
Святой Стефан.
Первомученик Стефан.
Архидиакон Стефан.
День святого Стефана
Обретение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана (415)
Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Πρωτομάρτυρα Στεφάνου
*
(память его 2/15 августа, 15 /28 сентября и 27 декабря/9 января ).
*
Архидиакон Стефан
Церковь Христа Пантократора.
Дечани. Сербия (Косово).
Около 1350 года.
*
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан
Болгария.  XVIII век
Дерево, левкас, темпера. Размер: 20,5х31 см.
 ========
Житие и страдание святого первомученика и архидиакона Стефана

http://www.abc-people.com/shop/stephen_archdeacon.htm#003
*
==========
архидиакон Стефан
 =========
Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1795
*

==========
Святой первомученик архидиакон Стефан
 ==========
Обретение мощей первомученика Стефана

28 сентября церковь празднует обретение мощей
первомученика архидиакона Стефана

http://www.abc-people.com/shop/stephen_archdeacon.htm#003
*
==========================
  ==========
Молитва первомученику архидиакону Стефану
   
О святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане! 
Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.
*
====
Икона Святого Первомученника Стефана
 =====
Тропарь первомученику и архидиакону Стефану

Тропарь, глас 4:
     Подвигом добрым подвизался еси первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия: Господи, не постави им греха сего.
Ин тропарь, глас 4:
     Царским венцем венчася твой верх от страданий, яже претерпел еси по Христе Бозе, мучеников первострадельче Стефане: ты бо иудейское обличивый неистовство, видел еси твоего Cпаca одесную Отца, Того убо моли о душах наших.
Ин тропарь, глас 3:
     Апостолом совсельник и страстотерпцем первострадалец, Христов служитель, прехвальне Стефане, первее бо совершив мучения течение, безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. Темже, яко апостола и страдальца верховнаго чтуще тя, молим: моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Кондак, глас 6:
     Первый сеялся еси на земли Небесным Делателем, всехвальне Стефане, первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, первый от Него победы венцем увязлся еси на небесех, страдальцев начало, венечниче мучеников, первострадальне.
Ин кондак, глас 3:
     Владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше; вчера Царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается: Того ради и скончавается первомученик и Божественный Стефан.
Величание
     Величаем тя, страстотерпче святый первомучениче архидиаконе Стефане, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
*
=====================
Архидиакон Стефан. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.
=====================================
Народные приметы и поговорки на Стефанов день

На 9 Января – Стефанов день
В Стефанов день поят лошадей через серебро.

«Дождись Степана - станешь паном»,- говорили когда-то люди сердобольные тем, кто не имел своего хозяйства или оно по какой-то причине в упадок приходило. Дело в том, что день святого апостола первомученика и архидиакона Стефана считался одним из основных годовых сроков для найма батраков.

А на севере России в это время проходили выборы пастухов, с которыми принято было заключать договоры, в том числе и об оплате, которая крестьянам порой «в копеечку выливалась».

Хороший пастух в те времена «в цене был», слывя человеком солидным и уважаемым. Поэтому деревенские хозяйки с удовольствием отдавали в подпаски своих подрастающих сыновей, говоря им при этом: «В пастухи наймешься - вся деревня в долгу».

Во все времена любящие матери, заботясь о будущем своих детей, желали им здоровья, счастья и благополучия. Но, к сожалению, жизнь не всегда складывается так, как того бы хотелось. Недаром говорят: «Человек предполагает, а Господь располагает». И, видно, не только на земле судьбы людские решаются.

Этот день считается одним из основных годовых сроков для найма батраков. «На святой Степан каждый себе пан» - работник «припомнит все обиды от хозяина, выскажет свое неудовольствие, сведет расчеты и волен или заключить снова договор или нарушить прежний».
      
На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой с хмельными напитками за счет пастуха (еду приносили наниматели).

Наем пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим - хозяином леса или с его детьми.

В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живет с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую».

Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.

Во многих лесных районах ценилось не столько устное знание пастухом заговоров, сколько наличие у него рукописного «отпуска» - тетрадки, листа бумаги с записанными текстами пастушеских заговоров:

«И емлю я, раб божий (имярек), тридесять булатныя за-мыки, замыкаю ворота тридевятью булатными замками от чернаго зверя широколапа, и от насыльнаго, и от опракидня, и перехожего, и от пакосника, волка рыскучага, и от волчицы, и от всякия змии скорбии, и от всякаго злаго и лихаго человека, чтобы не ходил бы в мою поскотину черной звер широколапой, насылнои и опрокидень, и перехожей пакосник волк рыскучей, и волчица, и всякая змия и скорбия, и всякой злой и лихо человек в день и в нош и по всякой час, в утре рано и ввечере в поздо, отныне и во веки веков. Аминь. И сколь жарко и ярко горят огни горяшия, тол бы жарко и ярко горело у скота сердце и печень, у всякой скотины по поскотине, о дружка по дружке и по мне, рабу божий (имярек). Где меня, раба божия (имярек), увидят, и голос и трубу трубами в рог играючи, в поля или за полем, в лугах и за лугами, в горах и за горами, или в ручиях и верь-тепах, или в мелких проточинах, или в темных лесах, и шли бы ко мне, рабу божию (имяреку), со всех четырех сторон безотворотно и безотпятно, на мой голос и на мою трубу, и в рог играючи, по всякой день, по всякой час, по утру рано, вечеру поздно, отныне и во веки веков. Аминь...»

В приведенном фрагменте из северного рукописного «отпуска» не случайно несколько раз упоминается рог, труба. Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на один сезон, так что всякую весну приходилось делать инструменты заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько «выигрышей» - выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т. д., однако помимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому не разрешалось трогать пастуший инструмент.

Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать» пасть зверя, а «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата.

Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. «Батожок изготовляли из рябины, на нем делали зарубки по количеству ног скота в стаде», от него зависел удой. В день первого выгона скота «пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов».

Пастух рад лету, а сир привету.

Разживемся - в пастухи наймемся, все село - в долгу.

В пастухи наймешься - вся деревня в долгу.

Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/

*
==================


Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Πρωτομάρτυρα Στεφάνου
Первомученик Стефан. Икона. Византия. XIII век. 96,8 х 63,8. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).
Первомученик Стефан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.
Первомученик Стефан. Икона. Москва. Середина XVI в.
Святой Стефан. Болгарская икона XVII в.
Столбик Царских врат (фрагмент). Икона. Русь. XV в.
Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Архидиакон Стефан. XVI в.
Архидиакон Стефан. XVI в
Апостол, первомученик и архидиакон Стефан
Мучение св. Стефана. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
Мученическая кончина архидиакона Стефана

Миниатюра Минология Василия II.
Константинополь. 985 г
Ватиканская библиотека. Рим.
Первомученик и архидиакон Стефан
" Избиение камнями первомученика Стефана" Рембрандт.1625
На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян 758) изображён Савл
"Проповедь святого Стефана перед воротами Иерусалима" Витторе Карпаччо. 1514 Лувр. Париж
"Рукоположение святого Стефана" Витторе Карпаччо, ок. 1514 г
"Диспут святого Стефана" Витторе Карпаччо ок. 1514 г
"Свв. Гамалиил и Никодим оплакивают святого Стефана" Школа Карло Сарацени, ок. 1615 г




***

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.