no copi

четверг, 10 марта 2011 г.

10 Марта(25 Февраля по ст.ст.) – Тарасий Бессонный.

*

*
Народное название:
Тарасий Бессонный
Тарас Бессонный.  ТАРАС-БЕЗСОННЫЙ
Тарас, опрокинь на матрас
ТАРАС КУМАШНИК

Тарас Кумошник, Тарас-кумошник
КУМОШНИК, Кумашник, Кумоха
ВЕШНЯЯ ДРЕМА

Вешняя дрёма.
*
конспект
*

*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
Святителя Тарасия, архиеп. Константинопольского
Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Мстиславы (1938).
Новомч. священника Лео Коробчука Ласковского в Польше (1944).
Сщмч. Николая пресвитера (1945).
Сщмч. Ригина, еп. Скопельского.
Прп. Поликарпа.
Мч. Антония.
Прп. Еразма и Пафнутия, монахов.
Мчч. Александра и Ипатия, иже в Маркионополе.
Св. Етельберта, короля Кента (616) (Кельт. и Брит.).
Прп. Вальбурги, игумении Хайлденхеймской (779) (Кельт. и Брит.).
Свт. Маркелла, еп. Апамейского (Греч.).
Св. Феодора Христа ради юродивого (Греч.).
--
Великий пост. Монастырский устав: горячая пища без масла
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
* 10 марта — средний срок появления проталин на севере[5].
*
-------------------------------
В этот день Православная Церковь почитает святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского.
Тарасий, память которого Церковь отмечает в этот день, был архиепископом в Константинополе и отличался добротой: он был отцом нищих и сирот, утешителем скорбящих, защитником обиженных, устроитель богаделен и больницы.
Русский же народ считал, что святой может помогать еще и от лихорадки.
На Тараса приходила лихорадка в дом, и если святому не помолиться, то нагоняет она сон на человека, а во сне и в тело входит.
Поэтому днем в этот день никогда не спали.
-
· С этого дня опасно спать перед закатом солнца: кто спит — лихорадку наспит.
С Тарасия не спят днём: кумоха нападает.
* На Руси в старину считалось рано ложится спать (или спать днем) на Тараса очень опасным — можно кумаху (кумоху) наспать (Кумаха — нечисть, начнет человека среди дня крутить, ввечеру ноги ломить. Лишь один день в году (на Тараса Кумашника) выпадает кумахе взойти на крыльцо и пошастать по дому).
Не спи на Тараса – бессилье нападёт.
Поговаривали так: «Хоть по стенке ходи, а спать погоди».
Тарас – не опрокинь на матрац.
Кто спит под вечер на Тараса, тот наспит кумоху.
Вешний сон валит слабых со всех сторон.
Если полдень тянет ко сну – к болезни.
Бытовало поверье о кумохе нечистой силе, которая по первому весеннему солнышку так и норовила ухватить сытый кусочек от доброго здоровья человека.
Человека среди дня внезапно начинало крутить, ввечеру ноги ломить.
Весенняя дрёма лохмата кудрями,
машет руками,
глаз с поволокой
заводит в потолоки.
--
Лихорадку же, которая приходит к человеку во сне, называли кумой, или кумохой, или кумухой.
Кумоха – так поселяне называли лихорадку, появляющуюся в конце февраля.
Живёт кумоха в дремучем лесу, в непокрытой избе, живет она не одна, а с сёстрами.
Духи лихорадок представлялись крестьянам демоническими существами женского рода, "дочерями или послушницами Ирода Царя".
Их насчитывают от 7 до 12. Всех сестёр счетом двенадцать.
Ростом и дородством сестра в сестру.
Что взглянешь на одну, то увидишь и на другой.
Нет примет, по чему спознать сестру от сестры.
Над всеми над ними наибольшая старшая сестра; она-то посылает своих сестёр в мир — людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить.
Каждая лихорадка носит особое «говорящее» имя, указывающее на тот или другой припадок болезни, или последовательное изменение в организме, ею вызываемое.
Поселяне открыли против кумохи удивительное средство: страждущие кумохою выходят на то место, где будто поселилась в них кумоха, осыпают вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят:
«Прости, сторона, мать-сыра земля! Вот тебе кумоха!»
Снова раскланиваются на все четыре стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы.
По мнению крестьян, только сок осиновой коры, соскобленной непременно снизу вверх, помогает против лихорадки, иначе "лихоманка не выйдет".
Кроме того, хорошо помогают от лихорадки и заговоры.
Вот один из них.
ЗАГОВОР ОТ ЛИХОРАДКИ.
«На горе Фаворстей, под дубом Мамврийским ту седяху Сихаил, Михаил,
и ту собрашася вся силы небесныя, ангели и архангели, херувими и серафими,
а идут семь дев простовласы и без пояс, и они им молвят:
"Кто вы естя, девы?" Они же рекоша: "Дщери есмя царя Ирода".
"Где идете?" "Идем в мир костей человеческих ломити и тела их томити".
И они им дали по тысящи ран железны дубцы да ввергли их во огненное море.
"Не дай Бог вам бывати из огненнаго моря ни в роду, ни в племени".
Собрашася силы небесныя, ангели и архангели, херувими и серафими,
отгнаша от раба Божия (имярек)».
--
И ни в коем случае нельзя было смотреть в этот день с улицы через окно в дом, не то лихорадка может «поймать»: через стекло-то она на тебя и смотрит.
--
Кумохе лишь два дня в году, по весне да по осени, выпадает взойти на крыльцо, да пошастать у нас по дому.
А если кого-то среди бела дня склонило ко сну, то как он может помешать нечистой силе неладное творить?
Задремлешь ненароком, и замучит нечистая.
Чтобы прогнать дрему, играли в игру «Дрема».
Старались в этот день, чтобы дрему прогнать, в «дрему» поиграть.
В горнице или комнате собираются.
Сходились кругом, а в середину на лавку /на стуле / усаживали Дрёму, которым становился один из играющих.
Ему под голову давали подушку.
Дрёма укладывал голову на подушку, будто его в сон клонит /сидит в роли Дремы молодец и «дремлет» /.
А вокруг него , похаживая, играющие поют песню:
Дремли, дрема, дремли, дрема,
Дремли, дрема, по девице.
Бери, дрема, бери, дрема,
Бери, дрема, кого хочешь.
Сажай, дрема, сажай, дрема,
Сажай, дрема, с собой рядом.
Трепли, дрема, трепли, дрема,
Трепли, дрема, помилее.
Целуй, дрема, целуй, дрема,
Целуй, дрема сколько хочешь!
Затем, в соответствии со словами песни, «просыпается».
Дрёма вскакивает – все разбегаются.
А Дрёма старается поймать кого-нибудь и приклонить его голову к подушке.
Выбирает девицу, сажает ее с собой рядом, нежно треплет рукой по голове и целует ее скольо хочет — раз или два.
После этого молодец уходит на свое место, а деви­ца остается на стуле.
Передают подушечку новому Дрёме и так игра продолжается.
Песня запевается снова.
Девице поет: «Дремли, дрема, по молодцу».
Девица-дрема во всем поступает сообразно с песней.
--
И еще за великую беду считали наши поселяне, если в этот день «сорвётся с крючьев дверь избяная».
Если сегодня сорвётся дверь с петель – это сулит смерть, пожар, мор, беду.
* Коли в этот день дверь сорвется с петель — жди беды (пожар или смерть родственника или болезнь)[4].
Коли сорвется в этот день с крючьев избяная дверь, то предвещает это великую домашнюю беду: смерть кого-нибудь из домочадцев, пожар или мор оспенный.
--
Сны 9 марта
Если вы нынешней ночью увидели сосну — это к печальной новости.
Война — к трудностям в работе и личной жизни.
Копаться в земле — к хорошему доходу.
Вязать снопы — к потере сил.
Жарить утку — к доносу или к сплетням.
Выкорчевывать пни и деревья — к смерти.
Петлять по сугробам — к путанице в делах.
Молоть кофейные зерна — к веселью.
Отпарывать рукава рубахи — к потере кормильца.
Видеть капли пота — к тяжкому труду.
Сундук закрывать — выигрыш, жирный куш.
Купать мать или отца — к позору.
Говорить с ангелом — к долгой жизни.
--
Постный стол
О л а д у ш к и  и з  к а б а ч к о в
Натереть на крупной терке кабачок, добавить полстакана муки, подсолить и полученное тесто класть ложкой на сковороду с разогретым растительным маслом. 
Обжарить с обеих сторон до образования хрустящей корочки.
В пост такое вкусное блюдо поддерживает и питает человека.
--
Тяжелый день и его лучше по возможности провести дома.
Начинать никаких дел сегодня нельзя, но их можно планировать.
Желательно сегодня, если только не вторник, отдать долги.
Предпринятая авантюра будет сильно наказана.
В этот день сажали растения, которые предназначались для быстрого употребления - лук, редис.
Проветривайте с этого дня чаще квартиру.
У западной стены поставте фикус.
Будьте осторожны - сегодня возможны ссоры.
--
Знахари в этот день делают защитные амулеты и обереги.

*
-------------------------
--
Именины празднуют:
*

----------------------------------------------------
-------------------------------
-----------
--
Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский (806 г.).
Ὁ Ἅγιος Ταράσιος Ἀρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως    806

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2140
--
Тропарь святителю Тарасию, епископу Константинопольскому
Тропарь, глас 4:
     Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина, сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче Тарасие, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак святого, глас 3:
     Православными догматы Церковь уяснив, и Христову, блаженне, честную икону почитати и покланятися всех научив, обличил еси иконоборцев безбожное веление. Сего ради вопием ти: о отче, радуйся мудре Тарасие.
Величание
     Величаем тя, святителю отче Тарасие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Τὴν ὡραιότητα.
Βίου ὀρθότητι, καλλωπιζόμενος, φωστὴρ ὑπέρλαμπρος, ὤφθης τοῦ Πνεύματος, καὶ τὴν Εἰκόνα τοῦ Χρίστου, Συνόδῳ ἐν τῇ Ἑβδόμῃ, προσκυνεῖν ἐκήρυξας, ὀρθοδόξως μακάριε, στῦλος καὶ ἑδραίωμα, Ἐκκλησίας γενόμενος· διὸ τοὺς σοὺς ἀγῶνας γεραίρει, Πάτερ Ἱεράρχα Ταράσιε.
Κοντάκιον. Ἦχος γ’. Ἡ Παρθένος σήμερον.
Ὀρθοδόξοις δόγμασι, τὴν Ἐκκλησίαν φαιδρύνας, καὶ Χριστοῦ μακάριε, τὴν σεβασμίαν Εἰκόνα, σέβεσθαι, καὶ προσκυνεῖσθαι πᾶσι διδάξας, ἤλεγξας, Εἰκονομάχων ἄθεον δόγμα· διὰ τοῦτό σοι βοῶμεν· χαίροις ὦ Πάτερ σοφὲ Ταράσιε.
Ἕτερον Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Ἐπεφάνης σήμερον.
Ὤσπερ μέγας ἥλιος, ταῖς τῶν δογμάτων, καὶ θαῦμα, τῶν λάμψεσι, φωταγωγεῖς διαπαντός, τῆς οἰκουμένης τὸ πλήρωμα, οὐρανομύστα, παμμάκαρ Ταράσιε.
Μεγαλυνάριον.
Τύπων καλῶν ἔργων δι’ ἀρετῆς, ἐν τῇ Ἐκκλησίᾳ, παραστήσας Πάτερ σαυτόν, τοῦ Χριστοῦ τὸν τύπον, ἐν ἱεραῖς Εἰκόσιν, ἐδίδαξας τιμᾶσθαι, ὀρθῶς Ταράσιε.
*
----------------------------
Священномученика Александра пресвитера, преподобномученицы Мстиславы (1938).
Священномученик Александр пресвитер (1938 г.).
Виноградов Александр, священник, священномученик;

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2690
--
Преподобномученица Мстислава (1938 г.).
Фокина Мстислава, монахиня, преподобномученица;

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2691
*
---------------------------
Священномученик Николай пресвитер (1945 г.).
Троицкий Николай, священник, священномученик;

*
-----------------------
Священномученика Ригина, епископа Скопельского (ок. 355)
Ὁ Ἅγιος Ρηγίνος ὁ Ἱερομάρτυρας     25 / 2 / 362 μ.Χ.

--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τῆς ἐρήμου πολίτης.
Τῆς Σκοπέλου προστάτης καὶ ποιμὴν ἐνθεώτατος, ὤφθης Ἱεράρχα Ῥηγῖνε, ὡς τοῦ Πνεύματος σκήνωμα, καὶ αἵματι σοφὲ μαρτυρικῷ, φοινίξας τὴν ἁγίαν σου στολήν, διασώζεις ἐκ κινδύνων καὶ πειρασμῶν, τοὺς πίστοι ἐκβοῶντάς σοι· δόξα τῷ δεδωκότι σοι ἰσχύν, δόξα τῷ σὲ στεφανώσαντι, δόξα τῷ ἐνεργοῦντι διὰ σοῦ, πᾶσιν ἰάματα.
Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.
Τὸν Ἱεράρχην τῆς Σκοπέλου καὶ διδάσκαλον
Καὶ τῶν Μαρτύρων κοινωνὸν καὶ ἰσοστάσιον
Μακαρίσωμεν Ῥηγῖνον τὸν θεηγόρων·
Τῷ Χριστῷ γὰρ ἱεράτευσεν ὡς ἄγγελος
Καὶ ἀθλήσας διασώζει πάσης θλίψεως
Τοὺς κραυγάζοντας, χαίροις Πάτερ θεόληπτε.
Μεγαλυνάριον.
Χαίροις τῆς Σκοπέλου θεῖος ποιμήν, Ῥηγῖνε παμμάκαρ, ὁ ἀθλήσας καρτερικῶς· χαίροις Ἐκκλησίας, ὁ φωτοφόρος λύχνος, σοφὲ Ἱερομάρτυς, Ἀγγέλων σύσκηνε.
*
-----------------------------------------
Мученика Антония.
Ὁ Ἅγιος Ἀντώνιος ὁ Μάρτυρας  
  
Ὁ Ἅγιος Μάρτυς Ἀντώνιος μαρτύρησε ὅταν τὸν ἔριξαν στὴν φωτιὰ ζωντανό. Δὲν ἔχουμε περισσότερες λεπτομέρειες γιὰ τὸν βίο τοῦ Ἁγίου.
*
-------------------------
Прп. Еразма и Пафнутия, монахов.
Преподобного Пафнутия Кефаласа. 

*
-----------------------------
Мчч. Александра и Ипатия, иже в Маркионополе.
Ὁ Ἅγιος Ἀλέξανδρος ὁ Μάρτυρας ὁ ἐν Δριζιπάρῳ τῆς Θράκης

Ὁ Ἅγιος Μάρτυς Ἀλέξανδρος καταγόταν ἀπὸ τοὺς Ποτιόλους τῆς Ἰταλίας καὶ ἔζησε κατὰ τοὺς χρόνους τοῦ βασιλέως Μαξιμιανοῦ (286 – 305 μ.Χ.) καὶ τοῦ ἡγεμόνος Τιβεριανοῦ. Ἀφοῦ συνελήφθηκε ἀπὸ τὸν ἡγεμόνα, καταβλήθηκε προσπάθεια γιὰ νὰ κάνουν τὸν Ἅγιο νὰ προσκυνήσει τὰ εἴδωλα. Ὁ Ἅγιος ὅμως, ἀντὶ νὰ προσκυνήσει τὰ εἴδωλα, εἶπε πρὸς τὸν ἡγεμόνα: «Καὶ αὐτὰ εἶναι μάταια καὶ ἐσὺ ποὺ πιστεύεις σὲ αὐτὰ εἶσαι ἄθλιος καὶ ταλαίπωρος». Τότε τοῦ ἔδεσαν τὰ χέρια στὴν ἄκρη καὶ τὸν κρέμασαν, ἀφοῦ στὰ πόδια τοῦ ἔδεσαν βαριὰ πέτρα. Μετὰ ἀπὸ αὐτό, τὸν ὁδήγησαν στὸν Καρθαγένη, ὅπου ὑπέστη φρικτοὺς βασανισμούς. Ἀφοῦ δὲ τὸν ἔσυραν πάλι στὴ Μαρκιανούπολη τῆς Θράκης, τοῦ ἔκαψαν τὸ πρόσωπο μὲ δάδες φωτιᾶς, ἀλλὰ ὁ Μάρτυς ὑπέμενε μὲ γενναῖο τρόπο. Στὸ τέλος τὸν ἀποκεφάλισαν διὰ ξίφους.
Ἔτσι ὁ Ἅγιος Ἀλέξανδρος ἀπέλαβε στεφάνι ἄφθαρτο καὶ ζωὴ αἰώνια ἀπὸ τὸν Χριστὸ τὸν Θεό μας.
*
-----------------------
Новомч. священника Лео Коробчука Ласковского в Польше (1944).
Прп. Поликарпа.
Св. Етельберта, короля Кента (616) (Кельт. и Брит.).
Прп. Вальбурги, игумении Хайлденхеймской (779) (Кельт. и Брит.).
Святого Евгения.

-------------------------
Свт. Маркелла, еп. Апамейского (Греч.).
Ὁ Ἅγιος Μάρκελλος ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Σόλων τῆς Κύπρου   

Ἀπεβίωσε εἰρηνικά. Ὑπάρχει ὅμως ἀμφιβολία ἂν πράγματι ὑπῆρξε αὐτὸς ὁ ἐπίσκοπος καὶ αὐτὴ ἡ πόλη στὴν Κύπρο. Ἴσως συγχέεται μὲ αὐτὸν τῆς Ἀπαμείας τῆς Συρίας († 14 Αὐγούστου).
*
------------------------
Св. Феодора Христа ради юродивого (Греч.).
Блаженного Феодора, Христа ради юродивого.

*

-------------------------------------------------
--------------------------
-------
-




------------------------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspxИсточники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Насон – История города Вологды. Народные приметы;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.