no copi

четверг, 2 декабря 2010 г.

* Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский *

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский
Икона 90х годов XXв.
*
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (1867 г.)
Митрополи́т Филаре́т
в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в;
Святителя Филарета, митр. Московского (1867).
** Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского (1867).

*
Память 19 ноября/2 декабря и 5/18 октября
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Начало 1840-х годов.
Житие святителя Филарета, митрополита Московского

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2302
*
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
 Вторая четверть XIX века.

Митрополи́т Филаре́т 
в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в;

26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна, Московская губерния — 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века.
В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.
*
Святитель Филарет( Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Литография


Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенски

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви ХIХ столетия. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Филарет Московский прожил долгую жизнь (1782-1867). "Буквально от покоренья Крыма и до великих реформ". Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (с 1821 по 1867 год), а авторитет к концу жизни был таков, что современники именовали его Митрополитом Всероссийским, "природным Патриархом" Русской Церкви.
Время правления Николая I называют николаевской эпохой в русской истории, историк Церкви со своей стороны вправе назвать тот же период, включая и последующие годы вплоть до кончины в 1867 году митрополита Филарета эпохой филаретовской. Святитель Филарет Дроздов стоял в центре церковно-политических событий. Говоря от имени Церкви о проблемах Церкви и государства, он, насколько это позволяли обстоятельства, формулировал свою позицию и предлагал решения. И они были всегда столь основательны, что не считаться в церковной политике с авторитетным мнением этой могучей личности было попросту нельзя. Жизнь митрополита Филарета можно с полной уверенностью назвать священной эпопеей, ибо она действительно была таковой, как по гармонической стройности пройденного пути, так и по почти неимоверному количеству свершенных дел.
Родился святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) в 1782 году в семье диакона (впоследствии священника) из древнего подмосковного города Коломны. Первоначальное образование Василий получил в Коломенской Духовной семинарии, куда был отдан в 1791 году. И уже тогда десяти-одиннадцатилетний отрок, выполняя церковное послушание в качестве воспитанника духовной школы, не только пел на клиросе, но и научился понимать духовную музыку, ощущая силу ее воздействия на душу человека. Духовная лира глубоко запала в чувства будущего митрополита, что он не оставлял ее и в старости.
Восемь лет проучился Василий Михайлович в Коломенской семинарии. Но в 1799 году указом императора Павла I Коломенская епархия была упразднена, а семинария - переведена в Тулу. Ученикам было дозволено завершить образование в духовных школах Московской епархии. По совету отца семнадцатилетний Василий Дроздов направил свои стопы в Троицкую семинарию под покров преподобного Сергия Радонежского. Так в 1800 году будущий святитель перешел в философский класс Троицкой семинарии. Исключительные, в том числе и поэтические, дарования Василия в полной мере раскрылись в Лаврской школе. И уже в 1801 году он написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Московского Платона и тем обратил на себя внимание как самого владыки, так и учителей. Вот как этот стих читается по-русски:
Пой в песнях великих героев, Омир!
Дела же Платона ты петь не дерзай;
Поэты наклонны и правду превысить -
А как превозвысить деянья отца?
По прошествии короткого времени учебного курса ученик Лаврской семинарии Василий Дроздов был оставлен при ней уже учителем поэзии (1803), заслужив от ректора архимандрита Евграфа следующую рекомендацию: "Отлично остр, прилежен и успешен". Сам Митрополит Платон отметил Василия, теперь уже молодого учителя, оценив в нем педагогическое и проповедническое дарование, побудил к принятию монашества (постриг, с именем в честь святого праведного Филарета Милостивого, состоялся 16 ноября 1808 года в Сергиевской трапезной церкви Лавры) и сам рукоположил во иеродиакона (21 ноября того же года, в Свято-Духовской церкви). Отныне молодому иноку всю дальнейшую жизнь предстояло сочетать подвиг внутренний с общественным служением. И уже в 1809 году иеродиакон Филарет был вызван из тихого лаврского приюта в северную столицу. В день Пасхи 1809 года иеродиакон Филарет был рукоположен во иеромонаха митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым), и назначен инспектором и преподавателем философии Петербургской духовной семинарии. В 1810 году Филарет уже профессор богословия, церковной истории и археологии, в 1811 году возведен в сан архимандрита, а в 1812 году назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, в каковой должности и оставался до 1819 года. Как справедливо указывает прот. Г. Флоровский, архимандрит Филарет "выдвинулся, прежде всего, своим усердием и отличием в проповедании слова Божия, своими назидательными и красноречивыми поучениями об истинах веры". Это было всегда живое слово и мыслящее слово, вдохновенное размышление вслух. Проповедь у Филарета всегда была благовестием, никогда не бывала только красноречием.
Весьма интенсивной была в годы пребывания в Петербурге учебно-педагогическая деятельность архимандрита Филарета. За несколько лет ему пришлось прочесть и обработать почти полный курс богословских наук. "В истории русского богословия в новое время Филарет Московский был первым, для кого богословие стало вновь задачею жизни, непреложной ступенью духовного подвига и делания. Филарет не только богословствовал - он жил, богословствуя". По отзывам студентов, он был профессором блестящим и вдохновенным. Речь у Филарета была внятная, говорил остро, высоко, премудро; свободно делал изъяснения Священною Писания. Как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более и более. Всем казалось истинно приятно, совершенно его учение. Все это доказывало, что он много занимался богословскими науками. Тогда же вышли три первые книги архимандрита Филарета, составленные из лекций, читанных студентам Академии в продолжение нескольких лет: "Начертание церковно-библейской истории", "Записки на книгу Бытия" и "Опыт объяснения псалма 67". Труды эти (особенно последние два) замечательны в том отношении, что, с одной стороны, представляют собой первые опыты русской аскезы на один из труднейших для истолкования псалмов, да и на целую книгу Ветхого Завета, а с другой - дают возможность наглядно видеть, как изучалось Священное Писание в Духовных академиях начала ХIХ века.
Нельзя не упомянуть о еще одном важном труде, осуществленном архимандритом Филаретом в бытность его ректором Академии. В августе 1814 года последовал указ Императора Александра I Святейшему Синоду об установлении 25 декабря благодарственного празднества за избавление "Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык". Митрополит Амвросий поручил архимандриту Филарету составить особый чин молебствия в этот день, что последним и было выполнено. К 1817 году чин был утвержден и разослан по церквам для совершения по нему молебствия в день Рождества Христова. Это был первый литургический труд архимандрита Филарета, принятый в употребление Российской Церковью.
Неутомимые духовные подвиги молодого пастыря, были достойно оценены Матерью Церковью. В 1817 году священноначалие благословило его на путь высокого архиерейского служения. Имя святителя Филарета стало широко известно по всей России, авторитет его в глазах как простого народа, так и церковных иерархов вырос необычайно. И в июне 1821 года Синод единогласно избрал архиепископа Филарета на освободившуюся Московскую кафедру. Так в жизни святителя Филарета открылась целая страница его деятельности, полная скорбей и радостей, а в истории всей православной России началась новая эпоха - эпоха филаретовская.
В первые два десятилетия ХIХ века святитель Филарет особенно много потрудился на богословской ниве. В 1814 году, будучи тогда ректором Академии, по поручению Комиссии духовных училищ, он составил подробное "Обозрение богословских наук", в котором представил первый опыт стройной систематизации и взаимного соотношения главных отраслей богословия. Своими собственными трудами он занял выдающееся место в истории русского богословия. Жизненность и всеохватность, глубина богословского созерцания и образцовая точность изложения характеризуют все его произведения. Из них наиболее известны "Изложение разностей между Восточной и Западной Церковью в учении веры" (1811), "Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви" - против католиков (1813). Особенно выделяются "Краткий" и "Пространный" катехизисы, которые, соединив с глубиной и строгостью богословия простоту и доступность для всех, до сих пор служат и учебной книгой Церкви, и правилом веры, и свидетельством нашего исповедания перед инославными. Однако главное богословское наследие святителя содержится в его вдохновенных богослужебных "Словах и речах", проникнутых подлинно святоотеческим духом.
В.О. Ключевский писал о митрополите Филарете: "...Его мысль не лишена была смелости, но он не считал смелость доблестию мысли. Истину он не любил открывать вдруг, чтобы ее неожиданное появление не смутило ума или не внушило ему надменной уверенности, что пытливому уму легко найти ее". Когда мысль многих была искушаема то мечтательным мистицизмом, то духовным формализмом, достойным разве римского католицизма, то, наконец, рабски мелочным обскурантизмом, свойственным только духу иудейства, митрополит Филарет сохранил независимость ума, держащегося во всем Царя истины - Христа. Святитель Московский ставит великую задачу для нравственного развития русского духа и всей национальной жизни: чтобы ум, взвесив свои силы и средства, и осознав их недостаточность для действительного и совершенного овладения истиной и добром, а, с другой стороны, испытав и узнав всеобъемлющую истину именно во Христе, сумел вполне отдаться "в благородный плен веры".
Проповедь митрополит Филарет считал неотъемлемой обязанностью епископа, и всякий раз, когда призывал к тому случай, святитель проповедовал. Слава проповеднического дара была постоянным спутником его служения, предваряя славу на всех других поприщах. Филарет-проповедник выступает среди современных представителей общественной мысли вровень с ними, но если они исследуют нижний срез бытия на уровне естественных или социальных явлений, то московский святитель раскрывает духовные основы и начала жизни. Его испытующая мысль поднимается выше плоскости философских идей и понятий времени, она на них не опирается и с ними не борется. Она стремится, но мере возможности, постигнуть начала и священнотаинственные факты, о которых возвещает Божественное Откровение, и в своих изысканиях желает опираться исключительно на боговдохновенные слова Священного Писания в его церковном святоотеческом истолковании. Не даром утвердилось за Филаретом Московским название "Филарета Мудрого". Поистине, он вполне заслужил имя учителя Церкви не только московской, но и русской, не только русской, но и вселенской. И действительно, "еще при жизни Московского Святителя по значению его в Церкви Православной его можно назвать вселенским Архипастырем".
По свидетельству архиепископа Филарета (Гумилевского), все проповеди святителя "писаны за один раз, в несколько часов". В области литературного стиля митрополит Филарет делает в проповеди такой же огромный шаг вперед, как Карамзин в литературе светской. Между стилем Филарета и стилем его учителя митрополита Платона такая же огромная разница, как между стилем Карамзина и стилем его предшественников в истории литературы. Но главное заключается в том, что блестящие литературные достоинства проповеди не препятствуют ей достигать удивительной гармонии формы и содержания, как внутри себя самой, так и по отношению к библейскому тексту. По точной характеристике И.С. Аксакова, проповедническое слово Филарета было неподражаемое художественное важное слово, то глубоко проникавшее в тайны Богопознания, то строгой и мощной красотой одевавшее разум Божественных истин, ибо "нет другого равнозначительного, и даже менее значительного, но всенародного имени".
Но помимо проповедей и иных творений есть еще один прекрасный памятник соучастия великого пастыря и в деле российской словесности. Речь идет о стихотворной переписке митрополита Филарета и А.С. Пушкина. В мае 1828 года, находясь в состоянии некоей внутренней безотрадности, Пушкин написал известные стансы: "Дар напрасный, дар случайный". Святитель Московский, высоко ценивший талант поэта, увидел в этих стихах "стон потерявшейся души, ропот самопожирающего отчаяния" и, как духовный врач, отвечал ободряющим посланием, взяв и сам в руки поэтическую лиру:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Это вдохновенное молитвенное излияние за страждущего мрачными думами поэта (как бы от лица пиита) есть живое выражение потребностей души, еще не вошедшей в забытый ею живительный свет Христов и потому мучимой мраком недоумений и заблуждений, и одновременно указание, где главный источник исцеления. Пушкин это понял. Умиленный и образумленный, он с любовью и признательностью отозвался своему целителю стихотворением "В часы забав иль праздной скуки...":
...И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.*
Приведенная стихотворная переписка, может быть, самый яркий, но отнюдь не единственный пример прямого или косвенного воздействия митрополита Филарета на отечественную словесность. Еще в бытность ректором Петербургской академии он выступил посредником между Г.Р. Державиным и духовной цензурой. Последняя отказывалась разрешить публикацию стихотворения Державина "Христос" без значительных переделок. Поэт не согласился. Тогда примирителем выступил архимандрит Филарет, найдя выход в том, чтобы печатать стихотворение, снабдив его в примечаниях ссылками на Ветхий и Новый Завет.
В творчестве А.С. Пушкина, есть, по крайней мере, еще один случай, когда красноречие святителя вновь вдохновило поэта. 29 сентября 1830 года на паперти Успенского собора митрополит Филарет произнес слово, обращенное к приехавшему в холерную Москву Николаю I: "Благочестивый Государь! Цари обыкновенно любят являться Царями славы, чтобы окружать себя блеском торжественности, чтобы принимать почести. Ты являешься ныне среди нас как Царь подвигов, чтобы опасности с народом Твоим разделять, чтобы трудности препобеждать. Такое Царское дело выше славы человеческой, поелику основано на добродетели христианской. Царь Небесный провидит сию жертву сердца Твоего, и милосердно хранит Тебя, и долготерпеливо щадит нас. С Крестом сретаем Тебя, Государь, да идет с Тобою воскресение и жизнь".
Речь Московского архипастыря предопределила исходную смысловую посылку пушкинского стихотворения "Герой" - противостояние славы человеческой и утверждаемой во Христе Славы Божией, она же объясняет обилие литургических мотивов, пронизывающих стихотворение. Вот лишь отрывок из него:
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клеймленный мощною чумою,
Царицею болезней... Он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость... Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет Небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой...
Отдельного обстоятельного разговора заслуживает вопрос о влиянии митрополита Филарета на позднее творчество Н.В. Гоголя. Здесь нужно отметить то, что сам жанр "Выбранных мест из переписки с друзьями", жанр, по сути дела, проповеди, одним из самых своих выдающихся представителей в гоголевскую эпоху имел именно митрополита Филарета. Глубоко симптоматичен и тот факт, что в особой тетради, в которую в 1844 году Гоголь стал делать регулярные выписки из творений святых отцов и сочинений современных ему духовных писателей, немалое место отведено отрывкам из слов Московского святителя.
Сам митрополит Филарет взял на себя труд ознакомиться с "Выбранными местами..." и дал им достаточно доброжелательную оценку, отметив, что хотя Гоголь во многом и заблуждается, но надо радоваться его христианскому направлению.
Неизгладимым остался образ митрополита Филарета в памяти Ф.И. Тютчева: "Маленький, хрупкий, сведенный к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал надо всем, что происходило вокруг него. Пред своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, что он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является. Это было прекрасно! Воистину то был праздник духа".
Таким предстает для нас образ великого Московского святителя, стяжавшего своим непоколебимым подвигом благочестия и остроты ума любовь и уважение многих его современников. Святитель Московский Филарет воплощал в себе образ "пастыря доброго", объединявшего всех любовью, верой, состраданием и человеколюбием. Он явился для Русской Церкви в один из самых сложных и трудных для ее судеб период. Время митрополита Филарета приходится на самый апогей Синодального периода, сильным эхом отразившееся на судьбах всего российского организма. Но и в обстановке александровской мистики и николаевского консерватизма святитель Филарет всегда находил силы, чтобы разогнать тучи, чтобы живым словом проповеди и деятельным отважным поступком защитить идеалы Православия, восстать против порока властей и самодурства чиновников.
Мы можем сделать вывод, что митрополит Филарет известен как выдающийся иерарх русского, всеправославного и вселенского значения, крупнейший ученый и знаток всеобщего православного богословия, всеобщей церковной истории и канонов Церкви, виднейший проповедник своего времени. С именем митрополита Филарета связано много важных событий в истории Русской Церкви и Российского государства XIX века. Митрополит Филарет оставил после себя более 200 опубликованных произведений по многим вопросам богословской науки, русской и всеобщей церковной истории, изъяснению канонов Церкви, проповеди, государственному законодательству и другим отраслям знания.
Его преподавательская и научная деятельность была достойно отмечена современниками: В 1813 году император Александр наградил его орденом святого Владимира. А уже в 1823 году Филарет получил орден св. Александра Невского при рескрипте (2-го июля 1823 г.) "за назидательные труды в поучение пастве и начертание по духу православной восточной церкви и в разуме евангельской истины катехизиса, одобренной св. Синодом". Святитель Филарет за свои труды был избран: почетным членом Академии Наук (13 декабря 1827 г.), ординарным академиком Академии Наук по отделению русского языка и словесности (19 октября 1841 г.). В 1848 году император Николай наградил, по его выражению "мудрого Филарета", высшей наградой Российской империи - орденом св. Андрея Первозванного, а в 1850 году панагией с бриллиантами.
О даре живого и целительного слова святителя можно судить по изданным еще при его жизни пяти томам слов и речей, а также по многим другим изданиям, как правило, посвященным его, отмеченным особой благодатью, проповедям. Думается, что в отношении языка святителя Филарета более бы подошло не слово "красота", но "роскошь", как выражение его надутилитарности, превыспренности. Подобно тому, как прекрасны и в то же время не утилитарны священнические облачения, как превышает функциональность или полезность красота храмов. И поэтому неизмерима наша благодарность современникам святителя, в том числе из представителей духовенства, оценившим и с любовью сохранившим для нас его творения.
К его мудрому слову прислушивались императоры и князья, министры и губернаторы, поэты и писатели. Верующий народ почитал митрополита Филарета как замечательного пастыря, милосердного и сострадательного к нуждам и бедам ближних.
В 1994 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, учитывая духовные подвиги, понесенные труды во благо Церкви и Отечества, праведную жизнь, и всемерную помощь людям митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Мощи его почивают в Троице-Сергиевой Лавре.

Мельков А.С. Коломенская Духовная Семинария

http://iconsv.ru/
*
Митрополи́т Филаре́т. Портрет работы В. Гау, 1854 год

АКАФИСТ святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2306

Утвержден Священным Синодом 26 декабря 2003 г.

Кондак 1
     Избраннаго Богом на служение Церкве Российския и преемника святителей Московских, яко архипастыря Христова, поборника истины и ревнителя благочестия, достойно чтуще тя, Филарете, благодарственное пение восписуем о тебе Господу. Ты же, ходатайственно предстояй Престолу Божию, о нас присно молися, да с любовию зовем ти:
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Икос 1
     Ангел паствы Российския явился еси в житии твоем, святителю Филарете, охраняя и защищая ю и болезнуя сердцем о Отечестве твоем. Ныне же, с лики Небесными совокуплен, наипаче молишися за ны, усердно прославляющих тя и зовущих:
     Радуйся, святителей Московских преемниче и в благодати им наследниче;
     Pадуйся, яко Петр град Москву возлюбивый.
     Радуйся, яко Алексий о нем усердно моливыйся;
     Pадуйся, яко Иона бодрственне град стрегий.
     Радуйся, яко Макарий русских святых ревностно почитавый;
     Pадуйся, Филипповым подвигом утверждавыйся.
     Радуйся, Иовлеву благочестию подражавый;
     Pадуйся, Ермогеновою любовию ко Отечеству распалаемый.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 2
     Видяще Божия благодати обильное излияние, разумеем тя, святителю, яко сосуд, исполненный премудрости и разума, страха Божия и благочестия. Темже благодарственно вопием Подателю всех благ: Аллилуиа.

Икос 2
     Разумея промышление Божие о себе, святителю Филарете, во вся дни живота твоего тщался еси присно воли Божией покарятися и на Господа единаго все упование возлагати. Темже мы прославляем тя сице:
     Радуйся, от утробы матерни Господем избранный;
     Pадуйся, от пелен твоих Его возлюбивый.
     Радуйся, от юности твоея Бога взыскавый;
     Pадуйся, до конца Ему верен бывый.
     Радуйся, во вся дни Богу неленостно трудивыйся;
     Pадуйся, и в нощи Ему бодренно моливыйся.
     Радуйся, выну пред Господем ходивый;
     Pадуйся, в сердце твоем присно Его носивый.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 3
     Сила Вышняго умножи ревность твою ко благочестию, святителю Филарете, егда восприял еси монашеский чин и основание крепкое лествицы добродетелей поставил еси. Сего ради, прославляюще подвиги твоя, вопием хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 3
     Имея разум богоприятный, востекл еси, святителю, к познанию истины Христовы. Мы же, словесы твоими в вере утвердившеся, похвалы, яко кадило умное и благовонное, приносим ти, взывающе сице:
     Радуйся, Богом Словом наученный;
     Pадуйся, Духом Святым вразумленный.
     Радуйся, богодухновенныя книги изъяснивый;
     Pадуйся, многия писания святых отец верным преподавый.
     Радуйся, исповедание веры уяснивый;
     Pадуйся, глад духовный словом Божиим утоливый.
     Радуйся, свобождение угнетенным возвестивый;
     Pадуйся, деяньми своими паству российскую духовно обогативый.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 4
     Бурю внутрь имея помышлений сумнительных о житии своем, пиит российский в уныние прииде. Богомудрый же глагол твой услышав, святителю Филарете, яко не всуе жизнь от Бога нам дадеся, благодарне вразумися. Мы же, назидающеся сим, со умилением Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 4
     Слышавше пастыри Христовы по всей России славное имя твое, святителю Филарете, к тебе, яко премудрому архипастырю, притекаху, ищуще совета, наставления и защищения. Такожде и мы, от тебе наставление приемлюще, радостно взываем сице:
     Радуйся, архиерейством от Бога почтенный;
     Pадуйся, крест сего служения смиренно понесый.
     Радуйся, тайн Божиих премудрый строителю;
     Pадуйся, вечери Господней благоговейный совершителю.
     Радуйся, апостолов и святителей преемниче;
     Pадуйся, благодати их достойный наследниче.
     Радуйся, лика святых сопричастниче;
     Pадуйся, Царствия Небеснаго присный жителю.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 5
     Боготечная звезда на небе церковнем возсиял еси, святителю Филарете, мрак греховный озаряя и тьму неверия просвещая. Темже явился еси всем ищущим спасения яко светильник путеводный, научая воспевати Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 5
     Видяще людие российстии, святителю Филарете, усердное твое служение во дни бедствий народных и сугубое попечение о сущих во узах, возблагодариша Господа, даровавшаго тя, столпа Церкве нашея. Мы же, прославляюще и тайная благая деяния твоя, ныне Промыслом Божиим явленная, воспеваем сице:
     Радуйся, Коломны благое прозябение;
     Pадуйся, Лавры Сергиевы благоуханный цвете.
     Радуйся, града Петрова преизящный столпе;
     Pадуйся, Твери преименитое укращение.
     Радуйся, Ярославля преславное величание;
     Pадуйся, первопрестольныя Москвы похвало.
     Радуйся, Руси святыя ликование;
     Pадуйся, всем притекающим к тебе радование.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 6
     Проповедника златоустаго вемы тя, святителю Филарете, словом Истины нравы благия утверждая, заблуждшыя исправляя, грешныя обличая. Сего ради, восхваляюще тя, песнь Богу воздаем: Аллилуиа.

Икос 6
     Возсиял еси евангельски на свещнице церковнем яко светильник, верху горы стояй, святителю Филарете, образ верным показав словом, житием, любовию, верою и чистотою. Сего ради вопием ти:
     Радуйся, Христа ради во уметы вся вменивый;
     Pадуйся, подвигом добрым подвизавыйся.
     Радуйся, от юности себе воли Божией предавый;
     Pадуйся, молитву всем сердцем возлюбивый.
     Радуйся, слову Божию наученный;
     Pадуйся, послушанию навыкнувый.
     Радуйся, в терпении душу твою спасый;
     Pадуйся, в смирении Богом превознесенный.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 7
     Хотя в монашестве смиренно житие проводити, потщался еси, святе, суеты мира сего избегнути. Промысл же Божий, вящшее о тебе промышляя, постави тя священноархимандрита обители Сергиевы и святителя Церкве Российския. Мы же, дивящеся сему, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 7
     Новый показася рачитель и устроитель скитов и обителей, святителю Филарете, да вси, хотящии шествовати узким путем, спасительную жизнь в них обрящут. Темже вопием ти:
     Радуйся, соблазнами мира не прельстивыйся;
     Pадуйся, обеты монашества исполнивый.
     Радуйся, преподобнаго Сергия от юности возлюбивый;
     Pадуйся, посещением его утешенный.
     Радуйся, преподобнаго Антония, яко духовнаго отца и собеседника имевый;
     Pадуйся, преподобнаго Серафима усердно почитавый.
     Радуйся, пустынное житие в сердце носивый;
     Pадуйся, яко сего ради скиты в Лавре Троицстей насадивый.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 8
     Странное и дивное чудо являет днесь храм Христа Спасителя, тобою, святителю Филарете, в воспоминание победы христолюбиваго российскаго воинства основанный, в годину же безбожия до основания разрушенный и ныне милостию Божиею возрожденный. Мы же, о сем благодаряще Бога, вопием: Аллилуиа.

Икос 8
     Весь был еси всем, святителю Филарете, яко архипастырь милостивый и отец добрый чадолюбивый и всякое дело с разсуждением во благо Церкве Божия творяй. Темже зовем ти:
     Радуйся, храма Христа Спасителя основателю;
     Pадуйся, благолепия церковнаго ревнителю.
     Радуйся, священства богомудрый архипастырю;
     Pадуйся, монашествующих наставниче.
     Радуйся, церковных уставов хранителю;
     Pадуйся, лжемудрствований искоренителю.
     Радуйся, во благих делех помощниче;
     Pадуйся, в добрых намерениих поспешниче.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 9
     Всяк возраст и чин человеческий удивишася обилию благодати Божией, в тебе действующей, еюже, немощь телесную духом препобеждая, многая труды подъял еси, Богу взывая: Аллилуиа.

Икос 9
     Ветии многовещаннии и мудрецы века сего умолкаху при гласе богомудрых словес твоих, святителю. Мы же, дивящеся Духу благодати премудрости и разума, обильно действующу в тебе, верно вопием:
     Радуйся, философе велемудрый;
     Pадуйся, проповедниче преизящный.
     Радуйся, благовестниче златоустый;
     Pадуйся, наставниче предобрый.
     Радуйся, заблуждших исправление;
     Pадуйся, безбожных вразумление.
     Радуйся, суемудрых посрамителю;
     Pадуйся, боголюбцев покровителю.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 10
     Спасти хотя душу твою, святителю Филарете, крест Христов яко благое иго на рамо подъял еси и с любовию за Господем последовал еси, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 10
     Стена крепкая был еси, святителю Филарете, Церкве и пастве твоей Российстей, защищая и ограждая от нападающих и гонящих ю. Темже мы, прославляюще тя яко поборника веры и благочестия, зовем:
     Радуйся, о пастве твоей присно сердцем болезновавый;
     Pадуйся, о благостоянии отечества твоего слезно моливыйся.
     Радуйся, грядущая России, яко темный облак, предведевый;
     Pадуйся, во искушениих к терпению паству твою призывавый.
     Радуйся, ересей мужественный посрамителю;
     Pадуйся, раскола ревностный врачевателю.
     Радуйся, заблуждших кроткий вразумителю;
     Pадуйся, отеческих обычаев твердый блюстителю.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 11
     Пение всякое подобает воздати ти, святителю Филарете, ты бо смирением приобрел еси высокая, послушанием воли Божией стяжал еси благодать Святаго Духа. Сего ради прославльшему тя Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 11
     Яко светоприемное зерцало Христа, Солнца умнаго, начертал еси, святителю Филарете, в сердце твоем зраки Горних вещей, к разуму Божественному наставляя зовущия ти:
     Радуйся, светильниче, миру Богом данный;
     Pадуйся, к святительству Господем призванный.
     Радуйся, под иго Христово выю преклонивый;
     Pадуйся, бремя Его кротко подъемый.
     Радуйся, искушения мужественне претерпевый;
     Pадуйся, язвы Господа Христа в сердце твоем носивый.
     Радуйся, любовию Христовою осиянный;
     Pадуйся, светом ея просвещенный.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 12
     Благодать святительства дарова Господь ти, богомудре Филарете, да грешныя обличиши, немощныя укрепиши, кающияся возставиши и всем вся будеши, да всяко некия спасеши. Сего ради благодарственно Богу поем: Аллилуиа.

Икос 12
     Поюще честное преставление твое, святителю Филарете, в немже Господу с радостию предстал еси, прославляем тя, яко воистину умножившаго во сто крат данный ти талант, и с любовию вопием:
     Радуйся, христианския кончины сподобивыйся;
     Pадуйся, от родителя твоего усопшаго кончину предузнавый.
     Радуйся, яко в день преставления твоего Божественную литургию совершил еси;
     Pадуйся, яко на Небеси со святыми водворился еси.
     Радуйся, во обители преподобнаго Сергия погребенный;
     Pадуйся, от безбожных по смерти телесное поругание претерпевый.
     Радуйся, яко мощи твоя во время благоприятно обретошася;
     Pадуйся, яко в стольный град мощами святыми твоими возвратился еси.
     Радуйся, святителю Филарете, веры Православныя богомудрый учителю.

Кондак 13
     О богомудре святителю Христов Филарете, учителю премудрый и златоусте Российский! Приими молебное сие пение и умоли Господа нашего Иисуса Христа сохранити в чистоте и святости Церковь Русскую, отечеству нашему благостояние даровати, нам же, ученьми и писаньми твоими наученным, Царствие Небесное улучити, идеже вкупе с тобою радостно будем воспевати Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
*

Молитва святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому
    
О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! 
Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник: Василию Великому – яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Григорию Богослову – яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси; Иоанну Златоустому – яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси. И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити. Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.
*

Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому

Тропарь, глас 4:
     Духа Святаго благодать стяжав, богомудре святителю Филарете, истину и правду разумом просвещенным людем проповедал еси, мир и милость сердцем умиленным, страждущим явил еси, яко учитель веры и страж неусыпный паству Российскую жезлом правости сохранил еси. Сего ради ко Христу Богу дерзновение имея, моли даровати Церкве утверждение, людем и душам нашым спасение.

Кондак, глас 2:
     Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете. Яко пастырь праведный и исповедник непорочный, по святем преставлении от безбожных поругание и поношения приял еси, Бог же знаменми и чудесы тя прослави и заступника Церкве нашея яви.

Величание
     Величаем тя, святителю отче Филарете, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Филарет (Дроздов), митрополит, Московский и Коломенский.
Icon of St. Philaret, Metropolitan of Moscow.
Митрополит Московский и Коломенский Филарет
Святитель Филарет, Митрополит Московский
Митрополит Московский и Коломенский Филарет
Ахтырская церковь под г. Хотьково. 1997 год.
иконописец: Харламова Е.
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Митрополит Московский и Коломенский Филарет
Сергиев Посад . 1994 год.
иконописец: Тарасова С.Л.

Митрополит Московский и Коломенский Филарет
Сергиев Посад. 2004 г.
Иконописец: Молоток В.
Собрание игумена Косьмы (Алёхина)
--
--

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.